Цель – формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

УУД :

Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.

Регулятивные: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания.

 Познавательные: получить первоначальные знания о склонении имен существительных (изменении по падежам).

Коммуникативные:  сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое  высказывание.

п/пЭтап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающегосяФормируемые УУДМетоды и формы работы на уроке
1.Мотивирование к учебной деятельности (Приветствие,  создание эмоционального настроя)  Мы сегодня отправляемся в море знаний. Если мы отправляемся в море, какой транспорт нам необходим? (ответы детей) СЛАЙД 1 Капитаном корабля буду я. Но капитан не может управлять кораблём без лоцмана. Кто такой лоцман? (ответы детей) СЛАЙД 2 Сегодня вы будете лоцманами. От вас зависит, насколько удачным будет наше путешествие. Отравляемся в плаванье. СЛАЙД 3  Мотивация к учебно-познавательной деятельности Нам необходим корабль.     Лоцман – это человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским деломЛичностные: (смыслообразование): мотивация учебной деятельности. Познавательные: знакомство с понятием «лоцман».Фронтальный опрос
 Гимнастика для глаз                Прежде чем начнем писать, сделаем гимнастику для наших глазок.  СЛАЙД 4 Анимированный  с изображением рыбок. Рыбки весело резвятся В чистой светленькой воде, То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. «В пучине морской» (видео)                      Фронтальная работа                  
2.Актуализация знаний (повторение  материала)                 Повторение понятия «падежи», «именительный падеж  А теперь открываем тетрадки, от предыдущей работы отступаем 2 строчки и записываем  число (Девятое ноября),  на следующей строчке «Классная работа». -Пока вы делали записи в   тетради, к нашему кораблю пристал  бочонок, а в нём – вопросы. Лоцманы помогите, на них ответить. «Бочонок знаний» (вопросы записаны на листочках) -У кого оказался спасательный круг, тот выходит к доске. -Как изменяются имена существительные? (по числам, вопросам) -Как называют учёные такое изменение  имён существительных?  (по падежам) -С каким падежом мы уже познакомились? (именительным)  -Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?) Хорошо вы справились с этим заданием!Записывают число, «Классная работа»                         4 обучающихся по очереди (как встанут у доски) вытаскивают вопросы из бочонка. Читают по одному и отвечают на вопрос. В случае затруднения отвечают остальные ученики.  Личностные: доброжелательность. Познавательные (логические): обобщение Регулятивные: выполнять учебные действия на основе материальных объектов. Коммуникативные: формировать своё мнение и позицию договариваться о распределении ролей.  Дифференцированный  подход (работа с обучающимися с низким уровнем мотивации к обучению)  
3.Постановка цели урока                                                                                                       Упорядочение и название  падежей  Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем эти предложения. Стоит машина. Подошел к  машине. Сел в машину.   Что объединяет все эти предложения? Одинаково звучит оно?   Машина какая часть речи?   В каком из этих предложений вам легко будет определить падеж имени существительного?   – Что же делать с остальными существительными, которые отвечают на другие вопросы? -Кто из лоцманов  догадался, над чем мы сегодня будем работать? Чему будем учиться?     Правильно, мы сегодня с вами познакомимся с остальными  падежами и их вопросами и тогда, наверняка, сможем решить нашу задачу с предложениями.   – От старого моряка мне досталась одна карта-письмо, в котором написано, как найти одно из сокровищ знаний – названия падежей. Внимательно послушайте   его и постарайтесь запомнить изменение имени существительного (приглашаю к чтению письма заранее подготовленного ученика)   ПИСЬМО Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя. И решили назвать Именительным. Родился – стал Родительным. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, и его  за проделки винили. И он стал Винительным. Подрос,  стал творить  добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.   -О ком или о чём  идёт речь? (о падежах) -Какие названия падежей вы запомнили? -Уточним, все ли падежи мы назвали. -Откройте судовой журнал на странице 79. Ведь сегодня мы на корабле, а значит учебник – это судовой журнал.   Учитель открывает на доске прикреплённые  таблички-названия падежей в хаотичном порядке. -На море случился шторм, и падежи перепутались. Давайте расставим падежи в нужном порядке. Кто справится  с работой лоцмана в море знаний? Все согласны? Давайте проверим. СЛАЙД 5 с падежами в правильном порядке.   -Что поможет нам определить падеж имени существительного? (вопросы и предлоги) – Кто заметил, у какого падежа нет предлогов? (именительного)   Запишите вопросы и предлоги в таблички-памятки, которые находятся у вас на партах.        -А теперь уточним падеж →вопросы →предлоги. Говорим хором. Одновременно с проговариванием дополняется СЛАЙД 5.Выдвижение гипотезы, постановка цели           Слово машина.   Нет, изменяется окончание. Имя существительное.   Стоит машина. И.п.       Определяют и затрудняются.   Мы познакомимся с остальными падежами имён существительных и научимся их определять.               Опережающее обучение                       Читает заранее подготовленный ученик Слушают сказку, пытаются запомнить названия падежей.                     О падежах   Перечисляют       Открывают учебник, уточняют порядок падежей.             Выходят к доске, устанавливают правильный порядок.           Представление знаний.   Вопросы и предлоги.     У именительного.     Дети заполняют индивидуальную табличку вопросами и предлогами (в ней уже записаны падежи).   Обучающиеся проверяют, проговаривают хором вопросы.  Личностные: уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.                                           Личностные: уважительное отношение к чужому мнению Познавательные (логические): сравнение. Регулятивные: выполнять действия в материальной форме. Коммуникативные:  проявление активности во взаимодействии.Дифференцированный подход Фронтальный опрос Опора на мотивированных детей                                                         Фронтальный опрос Работа по учебнику (поисковая деятельность)             Дифференцированный подход (дети с низкой мотивацией)                 Фронтальный опрос       Самостоятельная и индивидуальная работа             Коллективная работа  
4.Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия)                                         Создание проблемной ситуации              -В море знаний мы нашли  еще одно сокровище – вопросы и предлоги. А теперь, уважаемые лоцманы, нужно правильно ими воспользоваться. -А для этого нам поможет инструкция в судовом журнале с. 80. -Ознакомьтесь с ней. -Уточним шаги, по которым будем определять падежи имён существительных. СЛАЙД 6 –алгоритм   – Используем наши сокровища знаний. Выполним задание. Смотрим все внимательно на доску. Все вместе опираясь на алгоритм выполняем  задание. Мечтаю о путешествиях. Что делаю? Мечтаю, мечтаю о чем? О путешествиях.  О путешествиях Пр.п.   – А теперь прошу выходить по очереди ребят, у которых на парте якорь с номером. В таком порядке и выходите.   Задание записано на доске: плывём по морю Д.п. вижу капитана В.п. нет капитана Р.п.   -Как быть, если  существительное отвечает на один и тот же вопрос? Всегда ли это родительный и винительный падеж? Как определить?   – Выясним, верны ли наши предположения в судовом журнале с. 80. Обрати внимание!Планирование деятельности   Дети работают по учебнику, дают пошаговую инструкцию.       Таблица-памятка                             Вызванные ученики выполняют у доски, остальные – в тетрадях.               Задавать два вопроса                                    Познавательные:  построение рассуждения Регулятивные (контроль): осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: строить монологическое высказывание                              Работа по учебнику (поисковая работа) Фронтальный опрос (дети  с низким уровнем мотивации)         Опора на мотивированных детей Проблемное обучение                                 Работа по учебнику. Работа с детьми с низким уровнем мотивации.  
5.Осмысление (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)Продолжение работы. А теперь самостоятельно каждый в своей тетрадке выполняет задание опираясь на алгоритм действу так и обрати внимание! причалил к берегу одевать ботинки стоял на палубе  – Узнаем, удалось ли вам, товарищи лоцманы, без капитана справиться с работой. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.  Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно.  Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации из учебника, знакомство с понятием  «прогары» Регулятивные (прогнозирование): предвидеть уровень усвоения знаний   Коммуникативные: осуществлять взаимоконтрольСамостоятельная работа Взаимопроверка Фронтальный опрос  
 Физминутка СЛАЙД 7 Встали все на палубе и разомнемся немного! Упражнение  называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля»- вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух»- вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.Повторяют движения.   Коллективная работа
6.Закрепление.Смотрите, ребята, СЛАЙД 8 мимо корабля пролетела чайка и сдула все падежные вопросы.  Помогите капитану  собрать их  по группам.  У вас на партах такие же вопросы, работаем в парах.  Пара, которая справится первой выходит к доске и составляет пары, остальные проверяют. Пока дети выполняют задание раздаю якорь и спасательный круг.   Молодцы, ребята!У детей лежат карточки с  падежными вопросами. Складывают вопросы парами.     Проверка: Выходят к доске и составляют правильно пары вопросов. Остальные дети сравнивают.  Личностные: умение сотрудничать. Познавательные:  классификация по заданным критериям. Регулятивные (контроль):сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.  Работа в парах  
7.Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке)– Чему мы сегодня научились в море знаний?                 А теперь вернемся к нашим предложениям, можем ли мы теперь определить падеж этих существительных?   Приглашаю учеников по очереди определить падеж имени существительного.  Научились определять падеж имени существительного. Узнали новые падежи и  вопросы к ним.   Промежуточная рефлексия             Дети по очереди выходят к доске и определяют падеж.Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость. Познавательные (общеучебные):рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.Коллективная работа Фронтальный опрос
  Как вы думаете, справились ли вы с работой лоцмана? У вас на партах лежит якорь и спасательный круг, если вы, считаете, что вам легко было работать –  поднимите в руке якорь, если работа вызвала затруднение – спасательный круг. -Вы сегодня молодцы. В нашем плавании мы не только нашли сокровища, но и сумели правильно ими распорядиться.  СЛАЙД 9 Домашнее задание с.79 выучить падежи, упр.205 (учебник)  Дети поднимают руки с соответствующими предметами. Проведение самооценкиЛичностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.  Познавательные (общеучебные): контролировать и оценивать результат деятельности  Коллективная работа