Цель – Формирование первоначального представления  у обучающихся об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Задачи:

Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.  

Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

УУД:

Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.

Регулятивные: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания.

 Познавательные: получить первоначальные знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Коммуникативные:  сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое  высказывание.

п/пЭтап урока, цель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающегосяФормируемые УУДМетоды и формы работы на уроке
1.Мотивирование к учебной деятельности (Приветствие,  создание эмоционального настроя)  Мы сегодня отправляемся в море знаний. Если мы отправляемся в море, какой транспорт нам необходим? (ответы детей) СЛАЙД 1 Капитаном корабля буду я. Но капитан не может управлять кораблём без лоцмана. Кто такой лоцман? (ответы детей) СЛАЙД 2 Сегодня вы будете лоцманами. От вас зависит, насколько удачным будет наше путешествие. Отравляемся в плаванье. СЛАЙД 3Мотивация к учебно-познавательной деятельности Нам необходим корабль.     Лоцман – это человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским деломЛичностные:(смыслообразование): мотивация учебной деятельности. Познавательные: знакомство с понятием «лоцман».Фронтальный опрос
 Гимнастика для глаз  Прежде чем мы начнем работать, сделаем гимнастику для наших глаз.  СЛАЙД 4      Фронтальная работа  
2.Актуализация знаний (повторение  материала)                 Каллиграфическая минутка.А теперь открываем тетрадки, от предыдущей работы отступаем 2 строчки и записываем  число (шестнадцатое января),  на следующей строчке «Классная работа». -Пока вы делали записи в   тетради, к нашему кораблю пристал  бочонок, а в нём – какие-то буквы. Лоцманы помогите, разобраться. «Бочонок знаний» Найдите закономерность в схеме, обоснуйте ответ. Вспомните, как каллиграфически верно пишется заглавная и строчная буква Зз. Пропишите. Что расскажите о ней? Хорошо вы справились с этим заданием!Записывают число, «Классная работа»                     Это буква З.   Вспоминают, показывают в воздухе, на парте.   Прописывают.    Личностные: доброжелательность. Познавательные (логические): обобщение Регулятивные: выполнять учебные действия на основе материальных объектов. Коммуникативные: формировать своё мнение и позицию договариваться о распределении ролей.  Дифференцированный  подход  
3.Постановка цели урока                                                                                                       Создание проблемной ситуации                                                                                                       Вывод, обобщение.      Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем это предложение. Здоровье дороже денег. Слышали ли вы когда-нибудь эту пословицу?    Что она означает? Запишите пословицу, обозначив орфограммы. Найдите имена существительные, подберите однокоренные слова к слову здоровье (например: здоровый) Какой частью речи является слово «здоровье»? Можем ли мы дать характеристику этому  слову как части речи? А слово «здоровый» можем ли мы  охарактеризовать   как части речи? Почему?   Как вы думаете, как можно назвать тему сегодняшнего урока, чем мы сегодня будем заниматься?  Правильно, мы сегодня с вами                                 продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное. Определить учебную задачу вам поможет памятка, которую по ходу урока мы будем заполнять. Понаблюдаем за ролью имени прилагательного в речи. Отгадайте   загадку  У него уши, хвост, шерсть. Вы все правы, но ответ должен быть один!!! Почему вы её не поняли? Послушайте ещё раз. 
 У него длинные уши, короткий хвост, а зимой белая шерсть. Запишите это предложение в тетрадь. Какие слова вам помогли отгадать загадку? Что эти слова обозначают: предмет,признак предмета, действие предмета?  Подчеркните волнистой линией эти слова – От старого моряка нам с вами досталась одно письмо, в котором  просит, догадаться о каких предметах идет речь.   Тенистый, фруктовый, яблоневый. Высокое, звездное, голубое. Веселая, мелодичная, популярная. СЛАЙД     – Догадались, о  чём  идёт речь? Определите род этих существительных. Поставьте вопрос от них к прилагательным, назовите окончания.   Какое можно придумать слово, которое будет подходить к таблице-памятке? – Почему в ед. ч. у имени прилагательном 3 вопроса, а во мн.ч. один? Подберём прилагательные для этого существительного. Поставьте вопрос. Например: друзья (какие?) верные, дружные, справедливые, здоровые. -На море случился шторм, и таблица рассыпалась. Попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь вашими таблицами-памятками. Кто справится  с работой лоцмана в море знаний? Все согласны? Давайте проверим. СЛАЙД 5 читаем правило, Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи – имя прилагательное. Давайте проверим себя А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны с именами существительными. Изменяются по родам и числам. Лес ( какой?) юный, погода (какая?) тёплая, сердце (какое?) доброе, лица (какие?) родные. СЛАЙД
Выдвижение гипотезы, постановка цели   Читают предложение Здоровье дороже денег.     Высказывают свое мнение   Записывают пословицу, обозначают орфограммы, подбирают однокоренные слова.     Часть речи – имя существительное, неодушевленное, с.р.,ед.ч.     Нет, т.к. мы ещё не всё знаем об этой части речи.     Мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное.     Называют различных животных         Ответы детей     Это заяц     Записывают в тетрадь     Длинные уши, короткий хвост, зимой белая шерсть     Признак предмета.     Подчеркивают   Заполняем по ходу таблицу-памятку           Читают               Моряк описывает сад, небо, музыку. Образец записи в тетради: фруктовый, тенистый, яблоневый сад- (какой?) м.р.ед.ч.,   Заполняем по ходу таблицу-памятку           Отвечают на вопрос       Подбирают слова     Заполняем по ходу таблицу-памятку       Заслушивание нескольких учеников                           Ответы детейЛичностные: уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу.                                            Дифференцированный подход Фронтальный опрос Опора на мотивированных детей                                                         Фронтальный опрос Работа с таблицами (поисковая деятельность)                               Фронтальный опрос       Самостоятельная и индивидуальная работа              
 Физминутка СЛАЙД 7 Встали все на палубе и разомнемся немного! Упражнение  называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля»- вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух»- вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.Повторяют движения.   Коллективная работа
4.Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия)              -Продолжаем наше морское путешествие.   – Используем наши полученные знания. Выполним задание. Работаем в парах, выполняете работу вместе на приготовленном листке.   Задание: Поставить вопрос, подчеркнуть прилагательное волнистой линией,  определите род, число, проследить о роли  имени прилагательного  в  речи. – А теперь прошу сделать  вывод:Планирование деятельности   Дети работают на листочках.       Таблица-памятка         связано с именем существительнымПознавательные:  построение рассуждения Регулятивные (контроль): осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: строить монологическое высказываниеРабота с карточками        
5.Осмысление (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)Продолжение работы. А теперь следующее задание вы выполняете самостоятельно, ваша задача проследить о роли  имени прилагательного  в  речи. Сделайте вывод          Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно.       Вывод: с именем прилагательным речь становится более полной, точной, яркой  Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации из учебника, знакомство с понятием  «прогары» Регулятивные (прогнозирование): предвидеть уровень усвоения знаний   Коммуникативные: осуществлять взаимоконтрольСамостоятельная работа Взаимопроверка Фронтальный опрос  
6.Закрепление.                             ОбобщениеРабота в парах с текстами, ответить на вопрос: является ли имя прилагательное «важной, главной частью речи»   Узнаем, удалось ли вам, товарищи лоцманы, без капитана справиться с работой.   Пока дети выполняют задание раздаю якорь и спасательный круг.   Молодцы, ребята!   Игра «Корректура». Соедини слова парами. память 
здоровье
зрение 
настроение
день богатырское
светлая
чудесное
острое
ясный И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного.
У детей лежат карточки с  текстами. Выполняют задание, делают выводы.     Проверка: Презентация работ.                   Соединяют слова парамиЛичностные: умение сотрудничать. Познавательные:  классификация по заданным критериям. Регулятивные (контроль):сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.Работа в парах  
7.Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке)– Чему мы сегодня научились в море знаний?                  Научились определять и узнавать часть речи прилагательное.   Промежуточная рефлексия              Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость. Познавательные (общеучебные):рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.Коллективная работа Фронтальный опрос
  Как вы думаете, справились ли вы с работой лоцмана? У вас на партах лежит якорь и спасательный круг, если вы, считаете, что вам легко было работать –  поднимите в руке якорь, если работа вызвала затруднение – спасательный круг. -Вы сегодня молодцы. В нашем плавании мы не только нашли сокровища, но и сумели правильно ими распорядиться.  СЛАЙД 9Дети поднимают руки с соответствующими предметами. Проведение самооценкиЛичностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.  Познавательные (общеучебные): контролировать и оценивать результат деятельности  Коллективная работа