Цель – Формирование первоначального представления у обучающихся об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Задачи:
Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.
Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
УУД:
Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.
Регулятивные: ставить учебные задачи, проверять результат выполненного задания.
Познавательные: получить первоначальные знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое высказывание.
№ п/п | Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД | Методы и формы работы на уроке |
1. | Мотивирование к учебной деятельности (Приветствие, создание эмоционального настроя) | Мы сегодня отправляемся в море знаний. Если мы отправляемся в море, какой транспорт нам необходим? (ответы детей) СЛАЙД 1 Капитаном корабля буду я. Но капитан не может управлять кораблём без лоцмана. Кто такой лоцман? (ответы детей) СЛАЙД 2 Сегодня вы будете лоцманами. От вас зависит, насколько удачным будет наше путешествие. Отравляемся в плаванье. СЛАЙД 3 | Мотивация к учебно-познавательной деятельности Нам необходим корабль. Лоцман – это человек, хорошо знакомый с известной местностью и морским делом | Личностные:(смыслообразование): мотивация учебной деятельности. Познавательные: знакомство с понятием «лоцман». | Фронтальный опрос |
Гимнастика для глаз | Прежде чем мы начнем работать, сделаем гимнастику для наших глаз. СЛАЙД 4 | Фронтальная работа | |||
2. | Актуализация знаний (повторение материала) Каллиграфическая минутка. | А теперь открываем тетрадки, от предыдущей работы отступаем 2 строчки и записываем число (шестнадцатое января), на следующей строчке «Классная работа». -Пока вы делали записи в тетради, к нашему кораблю пристал бочонок, а в нём – какие-то буквы. Лоцманы помогите, разобраться. «Бочонок знаний» Найдите закономерность в схеме, обоснуйте ответ. Вспомните, как каллиграфически верно пишется заглавная и строчная буква Зз. Пропишите. Что расскажите о ней? Хорошо вы справились с этим заданием! | Записывают число, «Классная работа» Это буква З. Вспоминают, показывают в воздухе, на парте. Прописывают. | Личностные: доброжелательность. Познавательные (логические): обобщение Регулятивные: выполнять учебные действия на основе материальных объектов. Коммуникативные: формировать своё мнение и позицию договариваться о распределении ролей. | Дифференцированный подход |
3. | Постановка цели урока Создание проблемной ситуации Вывод, обобщение. | Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем это предложение. Здоровье дороже денег. Слышали ли вы когда-нибудь эту пословицу? Что она означает? Запишите пословицу, обозначив орфограммы. Найдите имена существительные, подберите однокоренные слова к слову здоровье (например: здоровый) Какой частью речи является слово «здоровье»? Можем ли мы дать характеристику этому слову как части речи? А слово «здоровый» можем ли мы охарактеризовать как части речи? Почему? Как вы думаете, как можно назвать тему сегодняшнего урока, чем мы сегодня будем заниматься? Правильно, мы сегодня с вами продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное. Определить учебную задачу вам поможет памятка, которую по ходу урока мы будем заполнять. Понаблюдаем за ролью имени прилагательного в речи. Отгадайте загадку У него уши, хвост, шерсть. Вы все правы, но ответ должен быть один!!! Почему вы её не поняли? Послушайте ещё раз. У него длинные уши, короткий хвост, а зимой белая шерсть. Запишите это предложение в тетрадь. Какие слова вам помогли отгадать загадку? Что эти слова обозначают: предмет,признак предмета, действие предмета? Подчеркните волнистой линией эти слова – От старого моряка нам с вами досталась одно письмо, в котором просит, догадаться о каких предметах идет речь. Тенистый, фруктовый, яблоневый. Высокое, звездное, голубое. Веселая, мелодичная, популярная. СЛАЙД – Догадались, о чём идёт речь? Определите род этих существительных. Поставьте вопрос от них к прилагательным, назовите окончания. Какое можно придумать слово, которое будет подходить к таблице-памятке? – Почему в ед. ч. у имени прилагательном 3 вопроса, а во мн.ч. один? Подберём прилагательные для этого существительного. Поставьте вопрос. Например: друзья (какие?) верные, дружные, справедливые, здоровые. -На море случился шторм, и таблица рассыпалась. Попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь вашими таблицами-памятками. Кто справится с работой лоцмана в море знаний? Все согласны? Давайте проверим. СЛАЙД 5 читаем правило, Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи – имя прилагательное. Давайте проверим себя А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи. Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Они связаны с именами существительными. Изменяются по родам и числам. Лес ( какой?) юный, погода (какая?) тёплая, сердце (какое?) доброе, лица (какие?) родные. СЛАЙД | Выдвижение гипотезы, постановка цели Читают предложение Здоровье дороже денег. Высказывают свое мнение Записывают пословицу, обозначают орфограммы, подбирают однокоренные слова. Часть речи – имя существительное, неодушевленное, с.р.,ед.ч. Нет, т.к. мы ещё не всё знаем об этой части речи. Мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное. Называют различных животных Ответы детей Это заяц Записывают в тетрадь Длинные уши, короткий хвост, зимой белая шерсть Признак предмета. Подчеркивают Заполняем по ходу таблицу-памятку Читают Моряк описывает сад, небо, музыку. Образец записи в тетради: фруктовый, тенистый, яблоневый сад- (какой?) м.р.ед.ч., Заполняем по ходу таблицу-памятку Отвечают на вопрос Подбирают слова Заполняем по ходу таблицу-памятку Заслушивание нескольких учеников Ответы детей | Личностные: уважительное отношение к чужому мнению. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные (целеполагание): формулировать и удерживать учебную задачу. | Дифференцированный подход Фронтальный опрос Опора на мотивированных детей Фронтальный опрос Работа с таблицами (поисковая деятельность) Фронтальный опрос Самостоятельная и индивидуальная работа |
Физминутка | СЛАЙД 7 Встали все на палубе и разомнемся немного! Упражнение называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля»- вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух»- вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем. | Повторяют движения. | Коллективная работа | ||
4. | Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия) | -Продолжаем наше морское путешествие. – Используем наши полученные знания. Выполним задание. Работаем в парах, выполняете работу вместе на приготовленном листке. Задание: Поставить вопрос, подчеркнуть прилагательное волнистой линией, определите род, число, проследить о роли имени прилагательного в речи. – А теперь прошу сделать вывод: | Планирование деятельности Дети работают на листочках. Таблица-памятка связано с именем существительным | Познавательные: построение рассуждения Регулятивные (контроль): осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Работа с карточками |
5. | Осмысление (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) | Продолжение работы. А теперь следующее задание вы выполняете самостоятельно, ваша задача проследить о роли имени прилагательного в речи. Сделайте вывод | Дети выполняют работу в тетрадях самостоятельно. Вывод: с именем прилагательным речь становится более полной, точной, яркой | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из учебника, знакомство с понятием «прогары» Регулятивные (прогнозирование): предвидеть уровень усвоения знаний Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль | Самостоятельная работа Взаимопроверка Фронтальный опрос |
6. | Закрепление. Обобщение | Работа в парах с текстами, ответить на вопрос: является ли имя прилагательное «важной, главной частью речи» Узнаем, удалось ли вам, товарищи лоцманы, без капитана справиться с работой. Пока дети выполняют задание раздаю якорь и спасательный круг. Молодцы, ребята! Игра «Корректура». Соедини слова парами. память здоровье зрение настроение день богатырское светлая чудесное острое ясный И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного. | У детей лежат карточки с текстами. Выполняют задание, делают выводы. Проверка: Презентация работ. Соединяют слова парами | Личностные: умение сотрудничать. Познавательные: классификация по заданным критериям. Регулятивные (контроль):сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество. | Работа в парах |
7. | Итог (Рефлексия учебной деятельности на уроке) | – Чему мы сегодня научились в море знаний? | Научились определять и узнавать часть речи прилагательное. Промежуточная рефлексия | Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость. Познавательные (общеучебные):рефлексия способов и условий действий. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Коллективная работа Фронтальный опрос |
–Как вы думаете, справились ли вы с работой лоцмана? У вас на партах лежит якорь и спасательный круг, если вы, считаете, что вам легко было работать – поднимите в руке якорь, если работа вызвала затруднение – спасательный круг. -Вы сегодня молодцы. В нашем плавании мы не только нашли сокровища, но и сумели правильно ими распорядиться. СЛАЙД 9 | Дети поднимают руки с соответствующими предметами. Проведение самооценки | Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные (общеучебные): контролировать и оценивать результат деятельности | Коллективная работа |