Применение компьютерных технологий как средство развития логического мышления учащихся начальных классов

Несомненно, каждый учитель должен развивать логическое мышление обучающихся. В настоящее время это актуально и необходимо. Но зачастую, учитель не знает, как это сделать. Часто это приводит к тому, что развитие логического мышления идёт стихийно и большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приёмами логического мышления такими как, анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.

Роль математики в развитии логического мышления велика. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками логических задач.

В условиях постоянно развивающегося технического прогресса и совершенствования компьютерных технологий, перед учителем встает непростая задача – создать систему адаптированных методов и приемов на уроках математики при изучении логических задач.

Существует большое количество видов логических задач, однако в начальной школе изучают лишь несколько их видов:

1. Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами.

2. Задачи на упорядочивание множества.

3. Задачи на доказательство

4. Задачи про правдолюбов и шутников.

5.Задачи на взвешивания. В таких задачах от решающего требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний.

6. Задачи на переливания. Это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

7. Задачи на переправы.

При решении логических задач преследуются следующиецели:

  • формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
  • развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
  • поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
  • развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта)

При рассуждении обучающимся достаточно сложно обходиться без наглядности, и в этом им помогают следующие компьютерные технологии:

1) Учи.ру

2) Скайсмарт

Логические задачи способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой и другими науками.

Систематическое использование заданий на уроках, а также во внеурочной деятельности, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

Особенности решения логических задач.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.

Вместе с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такое обучение, в педагогической теории нет. Некоторые педагоги считают, что логические приемы являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание образования, поэтому у учащихся при изучении школьных предметов автоматически развивается логическое мышление на основе заданных образов (В.Г. Бейлинсон, Н.Н. Поспелов, М.Н. Скаткин).

Другой подход выражается во мнении части исследователей о том, что развитие логического мышления только через изучение учебных предметов является малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения приемов логического мышления и поэтому необходимы специальные учебные курсы по логике (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук).

Еще одна группа педагогов (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) считают, что развитие логического мышления учащихся должно осуществляться на конкретном предметном содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение встречающихся в них логических операций.

Но каков бы ни был подход к решению этого вопроса, большинство исследователей сходятся в том, что развивать логическое мышление в процессе обучения, это значит:

  • развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия;
  • вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных;
  • учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет как единое целое;
  • учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
  • следить за тем, чтобы мысли учащихся излагались определенно, последовательно, непротиворечиво, обоснованно.

Итак, основным методом решения логических задач является рассуждение. Словесное рассуждение – это один из приемов решения логических задач. Рассуждения проводятся, используя последовательно все условия задачи, делается вывод, который и будет являться ответом задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *