Мой лучший урок по ФГОС – 2021

Тема урока: «Число имен существительных»

Цель: Формирование первоначального представления  у обучающихся о грамматических признаках имени существительного.

Предметные умения: Формировать знания учащихся об имени существительном; о грамматических признаках имени существительного: одушевлённое, неодушевлённое, нарицательное собственное, число.

Планируемые УУД:

Личностные: проявляют  интерес к изучаемой теме;  проявляют навыки сотрудничества со сверстниками; умение доказывать свою точку зрения; применяют правила делового сотрудничества; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему,  цели урока;  понимать и сохранять учебную задачу урока; адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

Познавательные: получить первоначальные знания об имени существительном как о части речи, грамматические признаки части речи  и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:  сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, формулировать монологическое  высказывание.

Тип урока: Открытие новых знаний

Ресурсы: Наглядный и раздаточный материал, презентация, индивидуальные карточки с заданием

Педагогические технологии: Игровая деятельность, технология АМО, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

І. Мотивирование к учебной деятельности.

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Сегодня мы с вами начнем урок с необычного приветствия. Поприветствуем друг друга ладошками.

А девизом нашего урока будет пословица:  СЛАЙД

«Без хорошего труда нет плода»

  • Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Высказывания детей)
  • Молодцы, без труда мы, конечно,  не сможем добыть знания.
  • А какие качества мы возьмем с вами на урок? (Высказывания детей)
  • Замечательно

II. Актуализация опорных знаний.

 1.Минутка чистописания.

На минутки чистописания мы будем писать соединения двух букв, а какое это соединение вы узнаете,  отгадав загадки:

Раз – брусок и два – брусок, плюс один наискосок, сверху, снизу – уголки, а все вместе – буква …и.

Посреди ночных небес полумесяц буквой  …. с

  • Какие соединения букв мы будем писать?
  • Верно! Сегодня мы будем писать соединение строчных букв и/с. (Показ на доске. 

Проговариваю: «Сели прямо, спина прямая, ноги вместе, тетрадь под наклоном»)

  • Что вы можете рассказать про эти буквы? (Высказывания детей.)
  • Обведите в кружок соединение, которое у вас получилась лучше всего. (Самооценка)

2. Постановка учебной задачи и критериев успеха

Ребята, сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо для вас.  Давайте его прочитаем.

 (один из учащихся читает). СЛАЙД

Внимание! Внимание!

Сегодня утром рано,

Из царства Морфологии

Пропала часть речи!

Помогите ее найти!

  • Ребята, а кто-нибудь знает, что такое морфология? (Ответы детей) Морфология – это наука о частях речи.
  • Что нас просят сделать?  (Помочь найти часть речи)
  • Как мы можем помочь жителям царства Морфологии? (Высказывания детей)

3.Постановка учебной  цели

  • Какую поставим цель на  урок? (Найти часть речи и собрать информацию о ней).

4. Введение в замысел урока. Словарная работа.

  • Ребята, а как называют тех людей, которые занимаются изучением или поиском какой-либо информации? (Ответы учащихся)
  • Мы будем сегодня исследователями. А кто такие исследователи? Узнать об этом  я попросила ученика нашего класса. Давайте послушаем, что же он нам сейчас расскажет.

Читает ученик. «Словарь Ожегова говорит о том, что исследователь — это человек, занимающийся научными исследованиями. Толковый словарь говорит, что исследователь — это человек, занимающийся изучением чего либо, осуществляющий научное познание какого либо явления или процесса на разных уровнях». СЛАЙД

  • Спасибо, за проделанную работу.
  • Как вы думаете, какое значение слова больше подходит нам?
  • Ребята, полученную информацию нужно куда-то записывать! Поэтому, посмотрите, у вас  на партах лежат таблицы по сбору информации. Таблица называется Часть речи. В свои таблицы вы и будете записать полученную информацию.

По ходу урока на доске составляется кластер «Имя существительное»

  • Ну, что же нам пора в путь, юные исследователи! Время не ждёт!

ІІІ Стадия Осмысления.

  1. «Дверь в прошлое»
  2. Но прежде, чем мы начнем наше исследование давайте сделаем гимнастику для глаз. СЛАЙД
  3. Часть речи, которую мы сегодня должны найти, появилась очень давно, поэтому чтобы  собрать информацию о ней нам нужно заглянуть назад в прошлое.

У вас на голубых карточках записаны слова. Ваша задача – работать в парах, разделить слова на две группы. Собака, берёза, ягода, девочка, пенал, ученик. (Работают в парах, выполняют задания в карточках.)

Собака, берёза, ягода, девочка, пенал, ученик.
    
  • По какому признаку вы разделили слова на группы? (Живые и неживые)
  • А на какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
  • Можете ли вы назвать имя этой части речи? (Имя существительное)
  • Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  • Что обозначает имя существительное? (Предмет)
  • Какие предметы нас окружают? (Предметы природы и предметы сделанные руками человека)
  • Кто знает, как по научному называют имена существительные живые и неживые? (Высказывают разные мнения)
  • А по научному, ребята, такие предметы мы теперь будем называть одушевленные и неодушевленные.
  • Какую же информацию мы занесем в таблицу? (Имя существительное, предмет, вопросы, одушевленные и неодушевленные)

2. Дверь в комнату «Мультимания».

  • А сейчас мы откроем дверь в очень увлекательную комнату “МультиМания”. Посмотрите внимательно на иллюстрацию, из какого она мультфильма? (Крокодил Гена и Чебурашка)
  • Вы помните его героев? Вот сейчас мы это проверим. Возьмите розовую карточку. Вспомни, как звали героев этого мультфильма и найди соответствия. (Работают в парах, выполняют задания в карточках.)
крокодил               Шапокляк старуха                  Гена игрушка                Лариска крыска                  Чебурашка
  • Проверим, правильно ли вы справились с заданием. Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика? (Высказывания детей)
  • Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы? (Собственные имена)
  • Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (Ответы детей)
  • Слова первого столбика называются нарицательные.
  • Запишите новую информацию в таблицу. (Записывают – Собственные и нарицательные.)

 Физминутка СЛАЙД

  • А сейчас нам нужно размяться, мы поиграем в игру. Если я буду называть один предмет вы хлопаете, а если много предметов, вы топаете. Называю по очереди предметы единственного и множественного числа.
  • Молодцы. Отдохнули, продолжаем наше исследование.
  • Ребята, скажите, какие слова я вам называла? (Предметы)
  • Эти предметы, какой части речи? (Имя существительное)
  • А какие это имена существительные? (Одушевленные и неодушевленные)
  • На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)
  • А по количеству сколько было предметов? (Один или несколько)
  • Кто знает, как по научному называют предмет, если он один и несколько предметов? (Высказывают разные мнения)
  • По научному, ребята, мы теперь будем говорить не один предмет, а единственное число, не много предметов, а множественное число.
  • Запишите в свою таблицу еще один признак имени существительного.

ІV. Итог урока.  

1. Возвращение к поставленной цели и критериям успеха.

  • Итак, дорогие исследователи,  наше исследование подошло к концу. Давайте вернёмся в настоящее и вспомним, какую мы ставили цель и выясним, достигли мы её.
  • Какова была наша цель? (Нашей целью был: найти часть речи и собрать информацию о ней)
  • Какую информацию мы собрали? (Перечисляют, все, что записали в таблицу)
  • Ребята, всю информацию, которую мы с вами нашли и записали в таблицу по научному называется кластер. Мы составили кластер «Часть речи – имя существительное».
  • Что вы теперь знаете про имя существительное?
  • Что называет имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Что называют одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • Что относится к именам собственным  и нарицательным?
  • Что называют имена существительные в единственном числе и во множественном числе?

Учащиеся озвучивают полученную информацию.

2. Рефлексия «Корзина успеха»  самооценка деятельности (на доске прикреплена корзина)

  • Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Перед вами корзина  успеха. Вам необходимо прикрепить яблочки.

Зеленые – Всё отлично! У меня всё получилось!

Жёлтые – Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать! 

Красные – Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

V. Домашнее задание.

Выполнить задание от учителя на образовательной платформе Учи.ру

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *